14.06.2016

Совмещение должностей и выполнение обязанностей отсутствующего работника в фармацевтической компании

Перед руководителями фармацевтических компаний нередко возникает вопрос о том, каким образом корректно оформить возложение выполнения дополнительных обязанностей на работников, не предусмотренных их трудовым договором и должностной инструкцией.

Изменения в портфеле препаратов фармацевтической компании, а также в приоритетах относительно их продвижения вызывают потребность в перераспределении обязанностей между работниками. Так, например, при создании нового структурного подразделения работодатель может предпочесть привлечение к работе на новой должности лица, уже трудоустроенного в компании и имеющего соответствующую квалификацию. Такой подход позволяет оптимизировать количество персонала и, соответственно, связанные с этим расходы фармкомпании.

Кроме того, этот вопрос также становится актуальным, когда работнику поручается выполнение функций работника, отсутствующего в связи с командировкой, длительной болезнью, отпуском или если предыдущий работник уволился и на его место еще не было принято новое лицо.

Как показывает практика, главными вопросами в этом аспекте остаются следующие:

  • какой из способов возложения дополнительных обязанностей на работников может быть применено в конкретной ситуации; и
  • какие особенности начисления доплат в каждом случае.

Действующим законодательством Украины установлены следующие основные способы выполнения работниками дополнительных обязанностей:

  • совмещение профессий (должностей);
  • выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
  • временное заместительство;
  • расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ.

В этой статье предлагаем Вам рассмотреть, вероятно, наиболее применяемые пути решения указанного вопроса, а именно: совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Понятие «совмещение профессий / должностей», особенности оформления

Статья 105 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г.., № 322-VIII (далее - КЗоТ) предусматривает следующее: «Работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника». Руководствуясь указанной нормой, можно сделать вывод, что совмещение профессий/ должностей расценивается как выполнение работником на том же предприятии наряду со своей основной работой, установленной его трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). 

Аналогичное определение следует и п.2 Постановления Совета министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.1981 г., № 1145 «совмещение профессий (должностей), то есть выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) ... ».

Обязательным условием для совмещения является наличие соответствующей (совмещаемой) должности) в штатном расписании. При этом соответствующая должность должна быть не заполненной (оставаться вакантной). Отсутствие вакансий (штатных единиц) означает невозможность установить доплату за совмещение профессий (должностей). Об этом, к примеру, говорится в Письме ДФС Украины от 02.06.2015 г., № 11415/6 / 99-95-42-0216. Совмещение может иметь место, например, если предыдущий работник был уволен или если в штатное расписание была введена новая должность и она остается вакантной. При этом совмещение профессий (должностей) может осуществляться работниками исключительно в пределах установленной продолжительности их рабочего дня и не табелируется дополнительно.

Таким образом, просим заметить, что совмещение профессий (должностей) характеризуется следующими особенностями:

  • работа по второй должности не отображается в табеле учета использования рабочего времени;
  • вторая должность остается вакантной;
  • для допуска работника к работе по совмещению должностей, по общему правилу, достаточно представления заявления работником и выдачи руководителем приказа о совмещении;
  • отдельный трудовой договор не заключается, запись в трудовую книжку о совмещении не вносится;
  • порядок оплаты труда устанавливается на основании положений коллективного договора и указывается в приказе о совмещении;
  • оплата работы по второй должности на законодательном уровне классифицируется как надбавка к заработной плате.

Понятие «исполнение обязанностей временно отсутствующего работника», особенности оформления

Министерством труда и социальной политики Украины в Письме от 19.04.2011 г., № 126/06 / 186-11, было разъяснено, что выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения работника от своих основных обязанностей - это замена работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском (без освобождения от основных трудовых обязанностей), когда работник наряду со своей основной работой выполняет еще обязанности временно отсутствующего работника. При этом назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается.

Таким образом, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника характеризуется следующими особенностями:

  • выполнение дополнительных обязанностей в данном случае означает фактическую замену работника, временно отсутствующего по причинам, которые позволяют сохранять за отсутствующим работником место работы (командировка, отпуск и т.п.);
  • наряду с выполнением дополнительных функций работник продолжает выполнять свою основную работу, которая предусмотрена трудовым договором;
  • выполнение дополнительных обязанностей происходит в течение его рабочего дня, установленного условиями заключенного с ним трудового договора;
  • выполнение дополнительных обязанностей оформляется приказом руководителя предприятия о возложении дополнительных функций по выполнению обязанностей временно отсутствующего работника;
  • назначение работника исполняющим обязанности временно отсутствующего работника осуществляется с согласия работника, которого назначают;
  • в соответствии со статьей 105 КЗоТ, работнику также производится доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
  • порядок оплаты труда устанавливается на основании положений коллективного договора и указывается в соответствующем приказе.

Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника.

Что касается вопроса оплаты труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника, прежде всего необходимо заметить, что в обязательном порядке к обычной заработной плате соответствующего работника осуществляется начисление соответствующей доплаты.

В отличие от работы по совместительству, что оплачивается пропорционально отработанному времени, доплаты при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в фиксированных процентах к тарифной ставке (окладу).

Что касается размера доплат, в идеальном варианте, конкретные размеры таких доплат детализируются в коллективном договоре предприятия или в другом локальном акте, регулирующем вопросы оплаты труда (например, положение об оплате труда). Действующее законодательство Украины не показывает конкретные размеры соответствующих доплат для частной (не бюджетной) сферы, и в целом оставляет этот вопрос на усмотрение работодателя.

На практике размер доплаты определяется наличием экономии по окладам на должностях, обязанности по которым выполняются. Поэтому доплаты могут устанавливаться в процентах к тарифной ставке в размере до 100% тарифной ставки (должностного оклада) отсутствующего работника (в случае начисления доплаты за выполнение обязанностей отсутствующего работника) или по вакантной должности (в случае начисления доплаты за совмещение).

Так, Генеральным соглашением между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008-2009 годы, Генеральным соглашением о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010 -2012 годы, были установлены следующие размеры надбавок и доплат:

за совмещение профессий (должностей) - доплата одному работнику не ограничивается максимальным размером и устанавливается в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке и окладом совмещаемой должности работника;

за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника - до 100 процентов тарифной ставки (оклада, должностного оклада) отсутствующего работника.

Соответствующая доплата в обоих случаях устанавливается приказом руководителя предприятия, в каждом конкретном случае отдельно, с учетов положений локальных актов (коллективного договора, положения об оплате труда), в которых определяется размер такой доплаты. Как показывает практика, чаще всего доплаты закрепляются на уровне 50% от суммы должностного оклада. В любом случае конкретный размер доплаты, кроме вышесказанного, существенно зависит от особенности, сложности, вида, объема выполняемых работ и затрат рабочего времени.

Мозговая Наталия

Назад
Адрес:
01033, г. Киев, ул. Тарасовская, 9
Тел: +38 044 391 30 01
Факс: +38 044 391 30 02
E-mail: office@omp.com.ua